О фильме Создатели Роли Мультимедиа Интерактив Наши зрители Пресса Форум Чат

Буря в стакане

21.01.2021

Пятого апреля 1955 года, отправляясь выпить с четырьмя художниками — участниками выставки «Движение», открывшейся тем вечером в ее парижской галерее, Дениз Рене никак не ожидала взбучки (скорее она рассчитывала на вежливую благодарность: в конце концов, впервые эти художники получили возможность показать свои работы в столь респектабельном месте). Но венесуэлец Хесус-Рафаэль Сото (1923-2005), израильтянин Яаков Агам (род. 1928), бельгиец Поль Бюри ( 1922-2005) и швейцарец Жан Тенгли (1925-1991) набросились на нее, выражая свое разочарование. «Четырех мушкетеров», как называла их Рене, взбесило то, что Виктор Вазарели (1908-1997) был единственным художником, которому предложили опубликовать текст в буклете, напечатанном на желтой бумаге по случаю открытия выставки (впоследствии этот буклет получил название «Желтый манифест»), и, таким образом, он выглядел их лидером.

Защищаясь, Рене доказывала, что Вазарели был представлен не лучше, чем прочие участники выставки, которая была в первую очередь его идеей. Кроме того, сказала она, было заказано грузовое такси для доставки всех работ. Все делалось очень быстро, чтобы опередить выставку, готовившуюся в Лозанне (она и в самом деле останется в тени), и добавила, что хотела включить в экспозицию и некоторых других художников, в частности Вассилакиса Такиса (род. 1925), но не смогла из-за недостатка времени.

Эта буря в стакане воды весьма показательна: она не только характеризует парижскую атмосферу середины пятидесятых годов, но и предвосхищает взлет и падение «изма», вскоре названного «Кинетическим искусством» или «Кинетизмом», которому и положила начало выставка. Впервые заявив о себе в 1944 году выставкой ранних «оптических» работ Вазарели, сделанных для рекламы и модной индустрии (все они были фигуративными), галерея Дениз Рене постепенно стала главной во Франции площадкой для искусства, именовавшегося тогда «конструктивным» (art construit), то есть для той разновидности геометрической абстракции, которая пыталась восстановить связь с довоенной практикой таких групп,








Совместное производство: АМЕДИА, Sony Pictures
Официальный партнер: Телеканал Россия
АМЕДИАSony PicturesТелеканал Россия
Copyright © АМЕДИА, 2003-2004

На главную