Вызов контексту
08.01.2021
Институциональным контекстам, которые осмысляли в это же время Фуко и другие постструктуралисты, как раз и бросил вызов Бротарс, взяв право слова в качестве «директора музея». Действительно, он сделал их материалом для своего искусства, запустив ритуалы административного деления и пародийно представив процесс образования получившимися отделами коллекций «знания». И поскольку контексты оказались выявлены уже не вокруг произведения, а в самой его сердцевине, под сомнение попала «сама законность данных речевых актов». Каждый музейный экспонат «Отдела орлов» был снабжен этикеткой в духе Магритта: «Это не произведение искусства».
Бротарс небыл одинок в решении строить художественную практику на основе контекстуализации, в данном случае — на основе институциональных контекстов. Из подобного подхода — привлечения внимания к якобы нейтральным хранилищам культуры и оспаривания их мнимой нейтральности — родилось целое направление, названное «институциональной критикой». Для французского художника Даниэля Бюрена стратегией подрыва власти контекстов стал отказ принимать их предпосылки как должное, молчаливо соглашаясь с ними и оставляя их без внимания. Начиная с семидесятых годов он начал подчеркивать всевозможные разграничения, в которых дает о себе знать власть. Его работа 1973 года «В раме и за ней» (2) состояла из девятнадцати холстов (без подрамников и рам), с обеих сторон окрашенных в ровные серые и белые полосы и вывешенных как внутри галереи Джона Вебера, так и за ее пределами. «Живопись» Бюрена простиралась на шестьдесят метров, весело развеваясь вдоль улицы за окнами галереи, словно флаги, вывешенные для какого-нибудь парада. Рама, заявленная в названии, отсылала, конечно же, к институциональному контексту галереи — к контексту, чья функция состоит в том, чтобы гарантировать определенные качества объектов, которые в нем находятся. Эти качества — редкость, подлинность, оригинальность, уникальность и т. п. — составляют часть ценности произведения, имплицитно утверждаемой пространством галереи. Отделяя искусство от прочих объектов нашей культуры — не редких, не оригинальных и не уникальных, они тем самым содействуют признанию искусства автономной в этой культуре системой.
Любите азартные игры? Заходите в казино, играйте в вулкан 24 игровые автоматы на деньги и зарабатывайте на своем хобби.
Но вместе с тем редкость, уникальность и т. д. суть ценности, к которым галерея добавляет свою цену, тем самым стирая всякое фундаментальное различие между тем, что она продает, и товарами из других секторов торговли. Вынеся одинаковые полосатые картины (почти неотличимые от серийно выпускаемых тентов Смитсон создал «Не-места» по образцу диорам из Музея естественной истории в Нью-Йорке, подметив, что образцы природного мира, будучи перенесены в музей в качестве экспонатов, неизбежно нарушают «чистоту» его эстетического пространства. Ящики или контейнеры, использованные в этих работах, содержат ироническую реплику в адрес минимализма, представители которого, например Дональд Джадд или Роберт Моррис, оказываются уличены в резко отвергавшемся ими эстетизме. Бюрен, как кажется, предложил зрителям судить о том, насколько они теряют качество «картин» (объектов редких, оригинальных и т. п.) и становятся объектами других типов — флагами, вывешенными на просушку простынями, афишами, карнавальными вымпелами. И тем самым поставил под вопрос законность власти присвоения произведению ценности, которой пользуется система искусства.