Социальная история искусства: модели и понятия
02.01.2021
В 1971-1972 годах французский литературовед Ролан Барт ( 1915-1980) провел годичный семинар, посвященный истории семиологии, «общего учения о знаках». Начало этому учению почти одновременно положили швейцарец Фердинанд де Соссюр (1857-1913), представивший его в своем «Курсе общей лингвистики» (опубликованном посмертно в 1916 году) как часть науки о языке, и американский философ Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914), давший ему имя семиотики (его работы на эту тему вошли в «Собрание сочинений», также напечатанное посмертно, в 19311958 годах). Барт с середины пятидесятых и до конца шестидесятых годов был — наряду с антропологом Клодом Леви-Стросом ( 1908-2009), философом Мишелем Фуко ( 1926-1984) и психоаналитиком Жаком Лаканом — одним из лидеров структурализма и немало способствовал возрождению семиологического проекта, который со всей определенностью изложил в книге «Элементы семиологии» ( 1964) и статье «Структурный анализ повествовательных текстов» (1966). Однако этот жесамый проект оказался серьезно подорван им в последующих работах — таких как «S/Z», «Империя знаков» (обе — 1970) или «Сад, Фурье, Лойола» (1971).
Нетерпение слушателей Барта (в том числе и автора этих строк) не знало границ: на фоне интеллектуального смятения, пропитанного общим эдиповым желанием покончить со структуралистской моделью, аудитория ждала от него ключа к пониманию совершав- шегося сдвига от А — структурализма к В — постструктурализму (с последним термином, идеально соответствующим поискам Барта той поры, никогда, однако, не смирится ни один из представителей названного так направления). Однако она опережала события. Логически за представлением концепций Соссюра и Пирса должно было, как ей казалось, последовать обозрение работ русской формалистической школы, развивавшейся приблизительно с 1915 года до разгрома Сталиным в 1932-м; затем — рассказ о Пражском лингвистическом кружке, который сформировался вокруг одного из русских формалистов, Романа Якобсона (1896-1982), после того как он в 1920 году покинул Россию; затем — о французском струк- турализме и, наконец, о деконструкции Жака Деррида ( 1930-2004).
Любите путешествовать на автомобиле? Купить автопалатку стоит в таком случае. Вам не придется тратить деньги на хостелы и отдохнуть вы сможете с максимальным комфортом.
Антиформализм, возобладавший в художественной критике семидесятых годов, можно, таким образом, объяснить в значительной мере смешением двух типов формализма, один из которых занимается главным образом морфологией (его я назвал «ограниченным» формализмом), а другой рассматривает форму как структуру (именно его практиковал Брехт, говоря о «гладкости» речей Геринга и Гесса как о составной части их идеологической машинерии). Это смешение осложнялось постепенным изменением позиции Гринберга. Если анализ диалектической функции иллюзионистских, в духе в технике дриппинга можно занести в структурную рубрику, то с конца пятидесятых в его рассуждениях начинает перевешивать морфологический подход в духе относящихся к началу века работ британцев Клайва Белла и Роджера Фрая, которых заботила просто-напросто хорошая композиция. Если мы хотим вернуть формализм (и структурализм) со склада устаревших идей, то нам не обойтись без различения двух этих его разновидностей.