О фильме Создатели Роли Мультимедиа Интерактив Наши зрители Пресса Форум Чат

Конкретное искусство

27.07.2020

Термин «конкретное искусство» придумал не Билль, а Тео ван Дусбург. Известный главным образом как глава движения «Де Стейл», этот голландский художник, в ту пору живший в Париже, основал в 1930 году журнал «Конкретное искусство» (не пошедший дальше первого номера), вокруг которого рассчитывал собрать новое художественное сообщество. Ван Дусбург отстаивал искусство, которое проектировалось бы в строгом соответствии с математическими расчетами («Мы отрицаем почерк художника, — писал он. — Картина, выполненная в манере Джека Потрошителя, интересна лишь детективам, криминологам, психологам и психиатрам»). Журнал прошел незамеченным, и никакой группы вокруг него не возникло — во многом потому, что ван Дусбург через несколько месяцевумер в швейцарском санатории. Билль, однако, был невероятно вдохновлен и манифестами ван Дусбурга, и его «арифметическим рисунком», в частности черно-белой «Арифметической композицией», в которой «принцип матрешки» (фигура в фигуре) превращает простую оппозицию между белым квадратом и вчетверо меньшим черным, поставленным на одну из вершин внутри белого, в дедуктивную структуру, четко определяющую положение каждого элемента. Работы Билля оставались далеки от скупой простоты поздних картин ван Дусбурга: ему, можно сказать, не удавалось уйти от «хорошего вкуса», который разрушал саму идею априори просчитанного искусства чисто субъективным признанием эстетических факторов, не поддающихся измерению, — в частности, цвета.

Однако теоретически концепция швейцарского художника могла подсказать выход абстракционистам, которых не удовлетворяла посткубистская композиционная модель «Круга». Также они могли обратиться к Мондриану, что многие и сделали — правда, ценой принципиального недопонимания, возникшего вследствие его благосклонного участия в «Круге» и других изданиях подобного рода.

Хотите отдохнуть после тяжелого дня? Купите кресло груша. Особенность изделия такова, что оно не имеет твердого каркаса, принимает любую форму тела, что помогает расслабиться и полноценно отдохнуть. К тому же такое кресло отлично дополнит интерьер, и сделает его более стильным.

Если бы кто-то в ту пору удосужился внимательно прочесть «Пластическое искусство и чистое пластическое искусство», длинную статью Мондриана, сопровождавшую в сборнике репродукции его последних работ, он бы поразился такому утверждению: «Неопластика столь же деструктивна, сколь и конструктивна» — .. и, возможно, понял бы, что главная цель Мондриана сводилась к уничтожению всех форм и тем самым диаметрально расходилась с целью художников, поддерживавших «Круг». Но никто не обратил на это внимания, и фигуративная абстракция стала кустарным промыслом культурной элиты — особенно в США, где она в течение десятилетия заполонила Музей беспредметной живописи (позднее названный Музеем Гуггенхайма) и Музей живого искусства Альберта Юджина Галлатина, а также выставки Американской ассоциации абстракционистов (ААА), окружив абстракцию дурной славой вплоть до выхода на авансцену абстрактного экспрессионизма — чьи представители презирали ААА, — который отбросил ее в прошлое.








Совместное производство: АМЕДИА, Sony Pictures
Официальный партнер: Телеканал Россия
АМЕДИАSony PicturesТелеканал Россия
Copyright © АМЕДИА, 2003-2004

На главную