Идеальная модель поселения
28.11.2017
Идеальная модель поселения на уровне образного представления успешно служила для реализации систем среды в архаических обществах; дополненная силой обычаев и традиций (равно как и некоторыми письменно закрепленными правилами), она определяла развитие городов западного и русского средневековья, Ближнего Востока или Средней Азии. В эпохи Возрождения, барокко и классицизма идеальные представления направляли проектную деятельность в рамках градостроительного искусства (вплоть до попыток напрямую соединить черты «идеала» с решением конкретной проектной задачи). При этом влияние художественной культуры вносило черты единого стилевого начала в любые составляющие предметно-пространственной среды.
Однако процессы роста городов, неотвратимо нараставшие по мере развития капиталистической «машинной цивилизации», уже не подчинялись воздействию идеальных моделей. Художественная культура оказалась обособленной, противопоставленной разрастающемуся техномиру. Как заметил Л.Мамфорд, воплощающие разные сферы культуры, технику и искусство «Прометей и Орфей, если и были братьями, то теперь, как Каин и Авель, превратились в жестоких соперников». Хотите купить кикер? Загляните в интернет-магазин Империя Бильярда. Здесь вы найдете все, что нужно.
Искусство перестало выступать в качестве интегрирующего начала формирования города; следствием стал нарастающий хаос его среды. Рассудочная ориентация на технику и рациональное мышление, в которых виделись главные движущие силы прогресса, «доминанты современности», привели лишь к превращению художественного в аналог технического, не имеющий полезного назначения. Конфликт между устремлениями людей, их социальными потребностями, восприятием и тотально технизируемой средой был резко обострен тем, что стилеобразующие начала искусства оказались подчинены техницистским тенденциям.