Опереточный театр в России
25.08.2017
В 1895 году, рассматривая состояние опереточных трупп в Петербурге, московские «Русские ведомости» писали: «Золотой век оперетки прошел давно, и этот род музыки явственно обречен на извод измором. Новые и новейшие опереточных дел мастера - люди опытные и ловкие, но бедные талантами, оригинальностью и вдохновением... За двадцать лет все более или менее удачные шутки и остроты оказались исчерпанными». При этом газета прибавляла: «Нынешнее общее настроение европейского человека вовсе не опереточное».
Наблюдения известного журналиста той поры довольно точно отражают перемены, происшедшие в жизни русского опереточного театра за время от постановки «Прекрасной Елены» Оффенбаха в Петербурге (1868) до середины 90-х годов.
Оффенбах давно уже «высказался» полностью и к его сенсационному в свое время творчеству top flat irons все давно привыкли. Продолжатели его пути во Франции - Лекок, Одран, Планкет тоже «выговорились». Париж не создавал ничего нового. Австрийская опереточная школа, если исключить популярные в России произведения И. Штрауса «Летучая мышь» и «Цыганский барон», не всколыхнула общественной мысли, не задела воображения критики.
Время, когда оперетты боялись, как чего-то взрывчатого, когда вокруг «Прекрасной Елены» развертывалась ожесточенная полемика, когда показ в России «Герцогини Герольштейнской» того же композитора казался подрывом самодержавного строя, это время давно минуло.
Сенсация по поводу появления на русской почве первых опереточных произведений и трупп, завезенных из Парижа, отжила свое. И специфический интерес к «запретному плоду» тоже утих. Произошло это довольно быстро. К концу 70-х годов шумиха по поводу взрывчатой силы оперетты уже кажется анахронизмом. Возник русский опереточный театр. Каким же он был с самого начала? Бросается в глаза разница в восприятии гастролей французских трупп и спектаклей русского опереточного театра, только еще нащупывавшего свои пути.