Колеса даром Екатеринбург
22.01.2017
Но вернемся к ремаркам Яначека. В Adagio первой части он указывает в партии второй скрипки - «ostfe» (резко), то же у виолончели. В финале третьей части «гимнически» (не довольствуясь указанием «гтюНо espressivo»). Наиболее выразительна ремарка четвертой части: в Adagio мелодию первой скрипки надлежит исполнить «teskne» (печально). Яначек прибавляет: «как в слезах». Вспомним, что сходно названа посвященная умирающей дочери пьеса из цикла «По заросшей тропинке». Такты 60-й и следующие должны исполнять «lkave» (рыдая) сначала первая скрипка, затем виолончель; такты 105-106 у виолончели - «zoufale» (в отчаянии). В завершающей части финала (piu mosso) Яначек указывает в тактах 169 (первая скрипка) и 172 (вторая скрипка) - «divoce» (исступленно), тогда как в такте 170 (альт) он помечает «siavnostne, jako varhan» (торжественно, как орган). Первый квартет Яначека - своеобразный опыт перенесения принципов драмы в инструментальную сферу. В этом смысле данное произведение близко «Ее падчерице» и «Кате Кабановой». Посмотрите колеса даром екатеринбург здесь.
В 1927 году Яначек приступил к работе над оперой «Из Мертвого дома». К Достоевскому композитора привело чувство духовного родства. Но существовали и другие, внешние причины. В 20-е годы Достоевский стал своеобразным властителем дум интеллигенции Западной Европы.- После окончания первой мировой войны и победители и побежденные увидели в Достоевском - потому что хотели это увидеть - пророка, предвидевшего наступление всемирной катастрофы, и художника, раскрывшего раздвоенность личности. Не гуманизм Достоевского, а стихия зла, будто бы главенствующая в его творчестве, сделала, в глазах многих его произведения столь современными. Немецкие экспрессионисты провозгласили такого Достоевского одним из своих предтеч, а много лет спустя ту же операцию проделали и экзистенциалисты.