Где купить колеса
22.01.2017
Своеобразной психологически-драматической кульминации драма достигает в третьей, медленной части. Структурно она четырехчастна (АБСА) и приближается к песне. Во всех разделах проходит основная тема, которую можно связать с образом главной героини, переживающей различные стадии душевной борьбы. Здесь явственна связь с предшествующей частью: наплывом возникающие воспоминания о встрече с возлюбленным, сменяющие эпизод, носящий характер колыбельной (мать у кроватки ребенка?). Эта часть наиболее контрастна - смятение души героини (а может быть, и мужа) находит выражение в резкой звучности, нарастании и спаде драматической напряженности, в стонущих и скорбных звучаниях скрипки.
Яначек не только не цитирует Сонату Бетховена, но и не пытается создать музыку в его манере. Такая задача и не стояла перед чешским композитором, не говоря уже о том, что подобный «коллаж» разрушил бы стилевое единство Квартета. Яначек хотел показать процесс кристаллизации чувства под воздействием стихии музыки вообще, а не непременно музыки Бетховена. Более того, если он идейно переосмыслил повесть Толстого, то в такой же мере противопоставил бетховенским принципам драматизацию камерного ансамбля и характер тематической работы. Узнайте где купить колеса.
В конце третьей части мелодия приобретает скорбно-умоляющий характер. Катастрофа наступает в четвертой части. Яначека не привлекала задача изобразить сцену убийства жены озверевшим ревнивцем. Он стремился раскрыть трагедию умирающей, ее прощание с жизнью и трагическое прозрение убийцы, а значит, торжество человечности.
В экземпляре повести Яначек подчеркнул основополагающие строки, раскрывающие чувства Позднышева после убийства. «Я взглянул... на ее с подтеками разбитое лицо и в первый раз забыл себя, свои права, свою гордость, в первый раз увидел в ней человека». Позднышев осознает ужас совершенного им злодеяния, только увидев жену мертвой, в гробу, осознает и то, что «поправить этого никогда, нигде, ничем нельзя».