Канализационный насос
22.01.2017
И в этом Яначек оказался близок Мусоргскому, хотя, в отличие от него, он дождался пусть запоздалого, но все же прижизненного признания. Яначек был длительное время оторван от событий, происходивших в музыкальном искусстве, от исканий, в какой-то мере ему близких: многих композиторов увлекало стремление воссоздать в опере реальную жизнь, поиски речевых интонаций и, наконец, сочинение музыки на текст прозаической драмы. Изолированность Яначека была его бедой и в то же время счастьем. Бедой, ибо он оставался одиноким в провинциальном городе, каким являлся в ту пору Брно; счастьем - потому что он не мог подпасть под чужое воздействие. Но ему угрожала опасность открывать вторично то, что могло быть открыто неведомыми ему предшественниками и современниками. Возможно вам понадобится канализационный насос.
Великое произведение, как бы оно ни было оригинально, не возникает в вакууме. Опера Яначека кровно связана с чешской традицией и представляет собой не отрицание, а новый этап ее развития. Писатель Макс Брод как-то назвал «Ее падчерицу» «Проданной невестой», переведенной из мажора в минор. Конечно, это метафора, но в ней заключен глубокий смысл. Яначек отталкивался от Сметаны и, решая новые задачи, помнил о своем предшественнике. Но, конечно, оперы обоих композиторов разительно контрастны, ибо контрастны и эпохи их создания, так же как индивидуальности авторов. Одно произведение утверждает гармонию жизни, другое дисгармонию. Светлому и ясному взгляду на мир противостоит скорбный. Но кто знает, быть может, выбирая народный текст для песни рекрутов и сочиняя музыку, Яначек создавал своеобразную антитезу не только славящему жизнь начальному хору «Проданной невесты», но и проникновенному лирическому дуэту Маженки и Еника, знаменующему победу любви над всеми препятствиями. Хор рекрутов у Яначека, напротив, провозглашает отказ от любви.