Многоголосое звучание разных музыкальных инструментов
31.08.2016
Оркестровое многоголосие услышал Александр Таиров в «Саломее» Уайльда - контрабасы солдат, флейту молодого сирийца, гобой Саломеи, звенящую медь Иоканаана и т. д. Полемизируя всегда и во всем, даже когда видимые противники сразу не обнаруживались, Мейерхольд утверждал, что настал момент по-новому посмотреть на тот «словесный материал, которым пользуется театр»: «Пора, наконец, взглянуть на него так же, как мы смотрим на материал пантомимический, с точки зрения того ритма, который в нем заключается, и тех гармонических и фонетических возможностей, которые данный словесный материал собою представляет».
В свою очередь голосу каждого отдельного исполнителя, как утверждал Шоу, следовало отличаться широким диапазоном, богатством звучания, благоприобретенной, тренированной или врожденной гибкостью. Недопустимо, чтобы актер пользовался пятью-шестью нотами, как обычный человек в разговорной речи. Диапазон драматического актера - две октавы. Его должны слышать не только в трех первых рядах партера, но во всем зале, чтобы зрители «забывали неудобства дешевого места». Хотите замечательно выглядеть? Смотрите макияж статьи и принимайте полезные советы на практике.
«Ужасный взрыв страсти в конце первого акта нисколько не отразился на голосе актрисы (диапазон которого подобен диапазону военного духового оркестра), а только подготовил ее к триумфальному исполнению душераздирающего второго акта, где она была просто великолепна» Актриса играла оригинально и прекрасно, по мнению Шоу. Правда, избыток энергии и сила проникновения в образ порой делали ее равнодушной «к красоте своих изобразительных приемов». Что же касается речевого рисунка роли, то он отличался безукоризненностью: «Устами Риты актриса издавала, кажется, все звуки, на какие способен большой человеческий голос,- от скрипа, с каким открываются старые ржавые шлюзы каналов, и до мелодичных теноровых нот, которым мог бы позавидовать самый могучий Зигфрид».